Паводковые войны
Ледоход. Это событие ежегодно вызывает у якутян, живущих на берегах могучей реки, наряду с восторгом вполне законные опасения. Уже случалось так, что вырвавшаяся из ледового плена Лена превращала в зону бедствия города и смывала целые поселки. Благодаря ледоходу якутяне не по телевизионным репортажам, а на собственном опыте узнали о работе спасателей из МЧС. У иных людей, благодаря центральным СМИ, возникает мнение, что связанные с ледоходом бедствия – это еще один из признаков современности и месть природы человеку и эффективных методов борьбы со стихией нет. Но это не так.
Первопроходцы подкинули проблем
На самом деле река Лена за прошедшие века привычек своих ничуть не изменила, ледоход здесь всегда мог обернуться бедствием. Хотя Лена и не самая полноводная и не самая длинная в мире, но как водно-ледовый комплекс равных на всей планете не имеет, а вот люди этот факт учитывают далеко не всегда, особенно выбирая место для поселения. Мы любим, порой, порассуждать о мудрости прошлых поколений, однако казаки-первопроходцы, как вроде рек никогда не видели и ничего о весенних паводках не знали, ставили свои остроги в местах, мягко говоря, неудачных.
По сей день наиболее опасными, с точки зрения весеннего затопления, остаются древнейшие города Якутии – Якутск, Ленск, Олекминск, Среднеколымск. О том, что первый якутский острог попросту смыло, как и второй, знают, наверное, все. Однако и нынешнее место расположения города назвать удачным нельзя. Из всех городов республики наибольшей опасности быть затопленным во время весеннего паводка подвержен как раз Якутск. В свое время Гаврил Осипович Чиряев даже ставил вопрос о переносе столицы республики в стоящий на высоком берегу Покровск.
И подтапливался Якутск регулярно, до 1964 года, когда построили дамбу. До того времени почти каждую весну вода доходила вплоть до площади Орджоникидзе, и иногда паводком смывало несколько домов. Впрочем, паводковые проблемы деревянного Якутска ни в какое сравнение не идут с тем, что может сделать разлившаяся река с современным, стоящим на сваях каменным городом. Если от воздействия паводковых вод произойдет оттайка грунта и нарушится устойчивость свай, то многоэтажки начнут просто складываться как карточные домики. Поэтому недопущение затопления Якутска сегодня вопрос жизни и смерти.
Но не только казаки-первопроходцы отличились в создании проблем. По ныне действующему Водному кодексу РФ двадцатиметровая полоса берега, отсчитываемая от точки максимального уровня подъема воды, застройке не подлежит. Однако якутяне продолжают ставить дома и сараи на самом берегу, и их продолжает топить. Причем если изначально Олекминск, например, стоял довольно высоко, то буквально в последние лет пятьдесят постоянно норовит приблизиться к самому берегу. Одним словом, со времен первопроходцев якутяне, как тот комсомолец из анекдота, – без трудностей не могут.
Виной всему – заторы
За 25-45 дней весеннего ледохода в якутских реках проходит до 60% годового стока воды, лишь 14% из которых составляет лед. Но именно лед становится причиной затопления населенных пунктов, а если быть точнее, ледовые заторы. Они перегораживают реку подобно плотине, и, не находя выхода, воды устремляются вширь. На Лене, от Витима до Сангара, существует 54 места, где ежегодно возникает опасность возникновения затора, в силу особенностей русла и расположения островов. Из них под постоянным контролем находится 21 затороопасная зона, где ледовая плотина может стать причиной затопления жилых и экономических объектов.
Якутск, хотя и считается самым опасным во время ледохода местом - ниже города 8 затороопасных мест - имеет существенное преимущество. Здесь левый берег реки пологий, реке есть куда податься, и в случае возникновения затора уровень воды растет медленно, оставляя спасателям время на принятие экстренных мер. А вот в Ленске если топит, то внезапно. Заторы, как правило, возникают ночью, когда температура воздуха падает и лед начинает смерзаться. И если, например, в ночное время ледовый затор возникнет в районе острова Тинный в 140 км ниже Ленска, то город может оказаться затопленным в течение 2-3 часов и проснуться уже в воде. Во время всех известных сильных затоплений Ленска так это и происходило.
Основная причина затора – острова и сужение русла. Район все того же Ленска речники называют «ленской трубой», так как там самое узкое место на всем протяжении реки. Ниже города по течению расположены острова, самый опасный из которых, с точки зрения заторообразования, о.Глухой. В Среднеколымске ситуация несколько другая. Этот город стоит близ скалы Лабуя, которая вдается в реку и перекрывает русло Колымы почти на треть, создавая опасность возникновения затора.
А вот в Олекминске причиной подтопления города могут стать те же заторы, но образующиеся не ниже города по течению, а выше. Соответственно река накатывает на город не потому, что лед перегородил ей путь и деваться воде больше некуда, а, напротив, когда затор окажется прорван и высвободятся огромные потоки воды. Конечно, существуют и другие причины подтопления городов, и не только во время ледохода. Однако ледовые заторы - это главная опасность, и к наиболее серьезным чрезвычайным ситуациям приводят именно они.
Первым делом самолеты
Для разрушения ледовых заторов в Якутии еще до войны пытались применять бомбардировочную авиацию, то есть самолеты стали первым оружием в целенаправленной борьбе с заторами. Однако на сегодняшний день такой способ является самым неэффективным и технологически не «доведенным», что в очередной раз было доказано несколько лет назад. Современные боевые самолеты бомбили заторы фугасными бомбами, которые насквозь пробивали лед, достигали дна и глушили рыбу, поднимая речную муть. Затор – это не бункер с двадцатиметровыми железобетонными перекрытиями.
Взрывчатые вещества, тем не менее, являются мощным средством борьбы с заторами, но применяются более простым методом. Мешки взрывчатки просто выкладываются на лед и подрываются потом с помощью бикфордова шнура. Авиация же только доставляет взрывателей с их грузом к месту закладки. Однако по заявке якутских взрывателей в «Арзамасе-16» был разработан и специальный «антизаторный» боеприпас – Ц-21М «Вскрытие». Он имеет в нижней части «плавильник», поэтому, установленный с вертолета на лед, начинает растапливать лед и продвигаться в «тело» затора, углубляясь на 6 метров за 23 мин. А на заданной глубине происходит подрыв 100 кг взрывчатого вещества, натурально вскрывая затор изнутри.
Но вот уже пять лет взрывчатка на якутских реках вообще не используется. Еще в 1999 году Владиславом Михайловичем Тазетиновым была разработана система превентивных мероприятий, которая была принята ученым советом и успешно применяется с весны 2002 года. Ее суть в создании предпосылок для ускорения разрушения льда и недопущения образования заторов. Основной метод – распиловка льда. Исходя из характеристик льда, было вычислено, что если делать ромбовидные надпилы с гранями, расположенными под углом 45 градусов к течению, то льдины будут «срезать» друг друга, проходя узкие места без образования заторов.
Вспомогательная технология – зачернение, когда на лед насыпается угольная пыль или отработанный шлак, образуя дорожку шириной 20 метров. Под воздействием солнца зачерненный лед становится хрупким и легко разрушается. Минус в том, что при пасмурной погоде или облачности солнца не будет, значит, и эффекта не последует. Однако в последнее время таких хмурых весен не было, и зачернение используется на наших реках с успехом. При этом рассыпать угольную пыль можно и с машин, но чаще используются все же самолеты – это быстрее и проще.
Что интересно, присутствовавшие на недавно проходившем в Якутске Северном форуме представители Аляски и Канады были удивлены вообще самим наличием подобных технологий. Они предпочитают ежегодно выплачивать солидные страховки и компенсации пострадавшим, нежели как-то бороться с весенними паводками. Что ж, они, наверное, богатые и ощущают недостаток весенних приключений. А мы все-таки предпочитаем защищаться от паводка, ограждая свои дома от воды. Такова уж, наверное, натура якутян – бороться с природной стихией и продолжать жить бок о бок с могучей северной рекой.
Виталий Андрианов, 19.05.2006 Наше время.
|